Механизм выбора передач - детали и устройство

Сегодня попытаюсь изложить устройство механизма выбора передач. Система крайне проста, однако продумана и надежна. Если у кого-то из читающих мой блог владельцев квадроциклов Polaris Sportsman имеются проблемы с переключением передач, возможно прочтение этой информации позволит диагностировать неполадку и своевременно устранить ее.

Внутри механизма переключения передач имеется несколько металлических деталей. Вот как они выглядят:


В самой коробке есть два вала. Один, целиком зубчатый, (мной не снимался) уходит непосредственно в вариатор и перемещает там вилку, которой и регулирутся выбранная передача. Этот вал расположен впереди. Второй вал (на фото он находится справа), наоборот, никуда не ведет, а вышеприведенными шестернями вращает первый вал, соответственно выбранному положению рычага переключения передач. Второй вал находится позади первого.

С одной стороны второго вала (на фото обращена вниз) имеется зубчатое посадочное место для рычажка тяги, идущей к рычагу переключения передач. На этот же вал одевается деталь с зубцом (на фото - расположена слева от пружинки), которая подпружинивается и фиксирует положение обоих валов и, соответственно, рычага переключения передач. С другого конца вала расположена зубчатка, на которую одевается деталь в виде сектора шестерни (вторая слева деталь в верхнем ряду).

Данная секторальная шестерня вращает первый вал посредством одетой на него обычной шестерни (на фото - в верхнем левом углу). У этой "обычной" шестерни отсутствовал один зубец, но я решил пока не приобретать ей замену, а при возможности заказать знакомому токарю изготовление ее копии. Поверх этой шестерни, на первый вал одевается деталь, отвечающая за использование педали тормоза при выборе передачи (на фото - круглая деталь справа от пружинки). В выемку на ее торцевой части попадает стопорный элемент и заскочить на "ступеньку" он может только тогда, когда выжата педаль тормоза. Соответственно, без нажатия на тормоз, водитель не может включить режимы "Р" и "Н".

Шестеренка с шестью зубчиками (третья слева деталь в верхнем ряду) фиксируется деталью с зубцом и обеспечивает надежность выбора передач - стопорит в нужном положении тягу рычага переключения передач и сам рычаг.

Чтобы исключить возможность неправильной сборки данных шестерней, производитель предусмотрительно сделал на переднем (уходящем в радиатор) вале сдвоенный зубец, а на одевающихся на этот вал шестернях - соответствующую проточку в центральной части. В результате, на передний вал шестерни одеваются в строго определенном положении.

Положение заднего вала, в принципе, определяется лишь одетой на него деталью в виде сектора шестерни. Чтобы установить ее в правильное положение, на ней и "обычной" шестерне сделаны метки в виде точек. Как они должны располагаться - можно увидеть на фото.

Результат - вся система собирается строго однозначно и, при должной аккуратности и внимательности, ошибиться здесь невозможно.