Весенняя Экспедиция 2012. Возвращение в Кондую.

Немного предыстории: как я рассказывал в прошлогоднем отчете, кости, разбросанные мародёрами по лесу оказались останками немецких захватчиков. 


После продолжительных дискуссий, взвесив все "за" и "против", мы все таки собрали их в мешки и притопили в ближайшей воронке. Почему мы не бросили их лежать в лесу?
Причин на самом деле много: от морально-нравственных (черепа и кости, лежащие на поверхности земли - зрелище не самое приятное для простых обывателей), до патриотических - какой-нибудь нечистый на руку поисковый отряд(и такие встречаются) мог бы запросто сдать эти кости за бойцов РККА, получив при этом дополнительно 30 человек в статистику. По возвращении мы передали координаты воронки Фольксбунду (организация, занимающаяся поиском и захоронением немецких солдат) и вроде бы должны были забыть про этих немцев, но что то подсказывало нам, что никто за этими ними не приедет (во-первых вынести из леса на руках 11 тяжеленных мешков - занятие не из простых, во-вторых этих немцев догола обобрали мародеры, забрали в том числе и смертные жетоны, поэтому установить личность их не представляется возможным, а к безымянным солдатам у Фольксбунда интерес небольшой)

Приехав весной этого года в Любань, мы узнали, что останки никто не вывозил, более того даже не пытался это сделать. Честно говоря новость была неудивительная. Бросить на полдороги начатое дело - не в наших правилах, поэтому после продолжительных переговоров с водителем гусеничного транспортера-тягача, мы вновь отправляемся на Кондую.

Оставив квадрик в лагере

Мы на машине отправляемся на место встречи с водителем ГТТ. 
Припарковавшись на обочине, выгружаем необходимый инвентарь и ждем приезда гусеничного монстра, попутно вспоминая то, что нам пришлось пережить, пробиваясь на Кондую на квадре с прицепом.

Спустя недолгий промежуток времени, с характерным звуком двигателя и лязгом траков из за поворота появляется гусеничный транспортер-тягач, водитель которого не раз приходил на помощь поисковикам, за что ему огромное спасибо.




По достоинству оценив технику (о ней чуть ниже) мы грузимся внутрь и отправляемся в путь.

Немного информации :

ТЯЖЕЛЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТЕТ-ТЯГАЧ (ГТТ)
Тяжелый гусеничный транспортет-тягач ГТТ представляет собой машину высокой проходимости, снабженную 4-местной кабиной и платформой, оборудованной скамейками и съемным тентом. Гусеничный транспортер-тягач (ГТТ) создан в конце 1950-х годов. Именно после разработки ГТТ в СССР была прекращена разработка колесных вездеходов. Тягач предназначен для транспортировки людей и грузов в условиях бездорожья, снежных заносов, на сильно пересеченной местности с наличием глубоких водных преград и мелкой растительности. Вездеход ГТТможет эксплуатироваться в зимнее время при экстремальных температурах. Независимая торсионная подвеска дает возможность двигаться по пересеченной местности с высокой скоростью. Транспортер преодолевает водные преграды на плаву. Транспортер обладает высокой маневренностью при движении в лесу между деревьями, в условиях труднодоступной местности, изобилующей крутыми подъемами и крутыми кренами. 

Езда на ГТТ примечательна выбором, где расположиться : можно ехать в полной безопасности внутри, но уши после 10 минутной поездки заворачиваются в трубочку (такой шум от движка стоит в салоне)

Второй вариант - ехать снаружи, в относительной тишине, наслаждаясь свежим воздухом и открывающимися вокруг красотами, но здесь поджидает другая опасность - небольшие ветки кустарника и деревьев хлещут по лицу и телу, а вот ветки покрупнее то и дело норовят сбросить пассажиров с "брони", либо падают на голову.

Случаев таких хоть отбавляй, но не смотря на все это, и вероятность слететь на землю в перепрыгивании через деревья, мы все ехали снаружи - дорога, не смотря на минувший целый год, осталась в нашей памяти, поэтому взглянуть на нее с другой точки было крайне интересно.


Почти весь путь был снят на камеру, позже постараюсь смонтировать из этого небольшой ролик. Фото поэтому немного. Стоит отметить практически полное отсутствие воды в этом году :  в тех местах, где квадрик закапывался в глубоких лужах в этом году были лишь небольшие полностью сухие ямки. Так же стоит отметить проходимость гусеничной техники : единственное, что может остановить ее это высокий пень или продольный наезд на дерево, в остальном же ей нет преград, в глубокой грязи она просто плывет, канавы, огромные поваленные или стоящие деревья ГТТ перепрыгивает и валит на раз-два.

Без проблем миновав весь путь, включавший форсирование двух ручьев, мы прибыли на место, подъехав вплотную к воронке.

Не успели мы спрыгнуть на землю, как погода тут же испортилась, пошел сначала мелкий моросящий дождь, который с каждой минутой усиливался.
Хотя суеверных в нашей команде нет, факт остается фактом: практически каждое 9-мая во время захоронения бойцов, найденных за 2 недели (именно столько длится Вахта Памяти) идет дождь. "Небо плачет" - говорят одни, "просто совпадение" - считают другие.

Вариантов, что дождь быстро кончится не было, поэтому мы приступили к работе. Глубинным щупом, имеющим крюк на конце, мы начали методично прочесывать дно воронки. Результат не заставил себя долго ждать: крюк зацепился за что-то и вскоре на поверхности показался первый мешок.

В прошлом году, перед тем как погрузить на дно мешки с останками, мы связали их между собой веревкой (было предчувствие, что видим их не в последний раз и что доставать их будем именно мы), тем самым облегчив себе работу. Но как это всегда происходит, именно на 11-м, последнем мешке веревка лопнула - в следствие чего пришлось залезать почти по грудь в ледяную воду для того, чтобы выудить его.

Погрузив мешки в ГТТ, мы устроились на обед. Дождь монотонно барабанил по тенту кузова, горячий чай с бутербродами приятно согревал нас изнутри. Время быстро пролетело за разговорами и поисковыми историями, и мы двинулись в обратный путь. Он, как это всегда бывает, показался короче и быстрее, некоторые даже умудрились поспать в пути, не смотря на жуткий шум движка. Сделав небольшую остановку около ямы, в которой Вологодскими Поисковиками в 2009 году были подняты останки 104-х бойцов РККА, мы устремились в сторону лагеря.


По возвращении мешки были разгружены в Любани, откуда их опять же должен забрать Фольксбунд...


Читать далее...