Эпопея с поисками бомбардировщика началась в середине 2012 года. По рассказам местных жителей, летом 1942 года два бомбардировщика, пролетая неподалеку от деревни Торопово, столкнулись в воздухе, один из них штопором упал в болото, второй сумел приземлиться неподалеку, но весь экипаж при этом погиб.
Практически сразу место приземления второго самолета было оцеплено военными, тела летчиков были доставлены на близлежащую станцию, а самолет разобран на части и вывезен из леса. Место крушения второго самолета найдено не было, лишь по рассказам 2-х долгожителей деревни, нам стало известно, что самолет упал в болото, в очень топком месте, достать его оттуда не представлялось возможным. Так же, по рассказам местных жителей, мы узнали, что в 1947 году в болоте всплыло тело человека, жители деревни прикопали его на ближайшей возвышенности. В ходе сбора данных, летом этого года было опрошено практически все население деревни Торопово, которое так или иначе обладало информацией о месте и обстоятельствах крушения самолетов.
Вы время первого выезда, нам после продолжительных поисков удалось найти и эксгумировать тело летчика. Закопан он был на глубину штыка лопаты, по характерным травмам (перерубленые выше колена ноги, переломы рук и отсутствующей части черепа) мы убедились, что подняли останки пилота одного из самолетов). Так же в могиле были найдены 2 монеты 1946 года выпуска, брошенные в ноги летчика по христианским традициям, что подтверждало хронологическую цепь событий.
Летчик был перезахоронен с воинскими почестями на местном кладбище, но об этом чуть позже.
Во время первого выезда найти место падения самолета не удалось, найдены были лишь остатки звеньев пулеметной цепи, видимо растащенные в те годы местными ребятишками.
Через месяц мы вновь отправились в Бабаевский район, в этот раз взяв с собой квадроцикл.
Бабаевские квадроциклисты выразили желание участвовать с нами в поисках, в итоге, мы отправились на болото на 5 единицах техники : 2 Polaris Sportsman, Yamaha Grizzly, Honda 680 и Brp X-MR на гусеницах.
В очередной раз пообщавшись с местным населением и обозначив квадрат поисков, мы выдвинулись в болото.
В этот раз нас сопровождало местное телевидение, заинтересовавшееся поисками :
Движение по ковровому болоту давалось квадроциклам не легко, за исключением X-MR, который просто летал на гусеницах по болотному мху:
Проведя полдня в поисках, мы остановились на привал, чтобы перекусить и подвести краткие итоги:
Во время привала пришлось повозиться с BRP - во время прыжка через дерево загнулся один из элементов установочного комплекта гусениц.
Итоги были неутешительные - металлоискатели молчали, как красноармейцы на допросе, даже глубинный прибор не издал ни единого звука:
Мы уже собирались возвращаться в болото, как раздался волнующий телефонный звонок: местный житель 1930 года рождения был готов лично показать в лесу место падения одного из самолетов...
Читать далее...