После публикации информации о необходимости дооборудования квадроцикла гусеницами для проведения работ на месте падения самолета в зимний период, буквально на следующий день я получил сообщение от Александра (San Sanuch с атв-клуба) с предложением абсолютно безвозмездно воспользоваться его всесезонными траками Tatou 4s.
В связи с наступившими морозами было принято решение не затягивать процесс, и в середине декабря мы выдвинулись в Москву. Немного поплутав по заснеженной трассе, мы находим нужную нам отворотку. Александр встретил нас на въезде в поселок и сопроводил до своей дачи, где нас ожидал очень теплый прием и горячий обед с разносолами. Саша, спасибо огромное тебе лично и твоим родным!
Возвратившись домой, мы немедленно приступили к установке. На гусеницах Tatou просверлены посадочные отверстия для установки на разные квадроциклы, и, забирая их, мы были уверены, что полярисовский размер 4х156 там тоже присутствует, но на деле все оказалось иначе: нужных отверстий не было. Отступать было уже поздно, на январские праздники был запланирован выезд на болото. Набросав чертеж необходимых переходных фланцев, мы отправились к токарю, который не раз выручал нас. За два дня были изготовлены нужные нам переходники со шпильками - гусеницы встали на место.
В связи с наступившими морозами было принято решение не затягивать процесс, и в середине декабря мы выдвинулись в Москву. Немного поплутав по заснеженной трассе, мы находим нужную нам отворотку. Александр встретил нас на въезде в поселок и сопроводил до своей дачи, где нас ожидал очень теплый прием и горячий обед с разносолами. Саша, спасибо огромное тебе лично и твоим родным!
Возвратившись домой, мы немедленно приступили к установке. На гусеницах Tatou просверлены посадочные отверстия для установки на разные квадроциклы, и, забирая их, мы были уверены, что полярисовский размер 4х156 там тоже присутствует, но на деле все оказалось иначе: нужных отверстий не было. Отступать было уже поздно, на январские праздники был запланирован выезд на болото. Набросав чертеж необходимых переходных фланцев, мы отправились к токарю, который не раз выручал нас. За два дня были изготовлены нужные нам переходники со шпильками - гусеницы встали на место.
Далее возник вопрос изготовления установочного комплекта. Изучив фото и видео материалы, мы пришли к выводу, что самостоятельно и без пресса с трубогибом изготовить геометрически правильные пластины мы не успеем. Был найден эстонский сайт, торгующий комплектами, произведенными в заводских условиях. Созвонившись с ними, я узнал, что весь коллектив ушел на рождественские каникулы с 19 декабря по 7 января (Неплохие такие, кстати, каникулы:).
По итогу 25 декабря мы вышли на знакомого кузнеца, к которому и отправились с чертежами и результатами замеров углов и расстояний, снятых с квадроцикла:
27 декабря мы забрали готовые изделия, вырубленные из 6 мм стали. Далее последовали 2 предпраздничных дня, проведенных в гараже в неимоверной суете:
Если с передними рычагами особых проблем не возникло, то с задними пришлось немало повозиться.
Так или иначе, поздним вечером 29 декабря квадроцикл все таки выехал из гаража !
Наступил 2013 год. Позади недельный марафон по установке гусениц, новогодние праздники и краткие испытания получившегося агрегата на даче. 3 января окончательные сборы и 4-го старт в 4-00 утра. На сборах хотелось бы остановится подробнее. Наши отчеты вызвали искренний интерес не только среди посетителей атв-форума и snowmobile.ru, но также затронули сердца читателей и других ресурсов, в том числе непрофильных. Отдельно я хотел бы отметить форумчан сайта snowmobile.ru - Дмитрия (SURGUT 14) и Альберта (ДТ Старший). Прочитав отчет о работах, проведенных нами, они сами предложили оказать посильную материальную помощь, и к Новому году, на средства, перечисленные из далекого Сургута, нами была приобретена зимняя палатка и маленькая помпа, незаменимая, для откачки воронок в лесу, за что от меня лично и от всего Вологодского Объединения Поисковиков мы выражаем глубокую признательность !
Квадр рвется в бой:
Закрепив с помощью шакла на фаркопе корыто от снегохода, предоставленное нам одним из местных жителей, первая группа из 3-х человек отправляется навстречу неизведанному:
На гусеницах квадр идет не хуже снегохода, лишь непредусмотренные для такой эксплуатации сани валятся то в одну, то в другую колею от гусениц, доставляя тем самым немалые неудобства пассажирам. Снега, надо отметить, в этот год выпало не мало - слезая с квадроцикла, человек проваливается выше колена. Идти пешком в таких условиях было бы крайне проблематично, а нести на себе необходимый поисковый инвентарь и подавно.
На болото, отделяющее нас от воронки, примерно посередине пути разделено возвышенностью, заросшей густым лесом. Выехать в него нам удалось не с первого раза, и дальнейшее продвижение далось нам особенно тяжело - приходилось маневрировать между поваленными деревьями, попутно валя кенгурином растущие.
Преодолев проблемный участок, мы вновь выехали на болото:
Последний 800-метровый отрезок не вызвал затруднений, медленно, но верно мы прибыли к точке назначения:
Воронка выглядела следующим образом:
После разгрузки саней, я отправился за следующей партией людей и инвентаря:
Обратный путь был воспринят квадроциклом с гораздо большим энтузиазмом. По накатанному следу скорость достигала до 50 км/ч против 3-5 км/ч во время первой поездки.
После нескольких поездок дорога стала более-менее ровной. По опыту подьёма самолета из Черного озера снегоходчик, как его не проси, не мнет такую широкую дорогу как квадроцикл. К концу дня человек мог спокойно идти по накатанному следу, как по грунтовке, не проваливаясь ни на сантиметр, в то же время, шаг вправо или влево с дороги означал погружение в 60-70 сантиметровый рыхлый снег.
За несколько поездок все вещи и люди были переброшены к воронке:
Определенное осенью самое глубокое место воронки расчищено от снега, бензопила вгрызается в заледенелый болотный покров:
Лед, на удивление, около 30 сантиметров, с вмороженным ниже мхом. Однако буквально в двух метрах от этого прочного льда - неясного происхождения промоина, в которую проваливаешься выше колена ….
Дальше следует расширение майны и нудное вычерпывание баграми мха, на что и уходит почти весь световой день.
Расчистив небольшой квадрат от мха, опускаем туда поисковый магнит, закрепленный на 4-метровом шесте. Первые находки не заставили себя ждать :
Индикатор курса от радиополукомпаса РПК-10 :
Номер 5 на схеме :
Установка РПК-10.
1-рамка, 2-приемник, 3-умформер РУ-11А, 4-щиток управления, 5-индикатор курса, 6-механизм дистанционного управления настройкой приемника, 7-проходной изолятор.
Индикатор курса 5 установлен по оси самолета под фонарем и Крепится к выравнивающей площадке при помощи трех амортизаторов "Лорд". Площадка приклепана к обшивке каркаса кабины. Индикатор курса виден как пилоту, так и штурману, и поэтому второго индикатора курса не ставят.
Рычаг управления краном уборки-выпуска шасси :
Во время дневной перевозки последней партии инвентаря квадроцикл провалился в мелиоративную канаву, проломив тонкий лед:
Выбраться из этой ловушки оказалось непросто, учитывая гусеничный ход квадра. Задние гусеницы оказались подо льдом, не давая двинуться ни вперед, ни назад. Потратив немало времени и сил, я все таки вырвался из ледяного плена, но в голове весь день держал мысль, что на обратной дороге придется искать объезд. Учитывая полную темноту, в которой приходилось пробираться:
лучшего варианта, чем идти напролом я не нашел :
Треск ломающихся деревьев почти заглушал рев мотора, не без труда, но тем не менее успешно, квадроцикл прокладывал себе новый путь. Выбравшись на место разгрузки, я решил двигаться в сторону деревни своим ходом, не загружая технику в прицеп. На ночной заледенелой дороге спидометр показал 80 км/ч. Понятно, что погрешность показаний при езде на гусеницах велика, но, судя по ощущениям,скоростные характеристики квадра на траках полностью отвечают нашим потребностям.
На второй день, после раннего подъема, мы вновь проследовали к болоту. Загрузив сани инвентарем и взяв на борт 2-х человек, я двинулся в путь.
Остальная группа отправилась пешком, идти по промятой дороге не составляло никакого труда. На воронке работа по разбору мха продолжилась:
Баграми и магнитом из глубины извлекаются все новые обломки :
Помимо железа, на глубине около метра нам попадаются срубленные деревья, что говорит о том что кто–то уже пытался подобраться к самолету. Кто это были - военные или местные жители - нам предстоит узнать.
Темнеет рано, а впереди еще 300-километровый путь домой по занесенной снегом дороге. Результат разведывательной экспедиции достигнут.
Дорога намята. Работать возможно. Квадр едет!
Дальше есть несколько вариантов развития событий. В первую очередь необходимо большее количество людей для расчистки всей воронки . После в планах поставить вновь на пену грязевую промышленную помпу, хорошо зарекомендовавшую себя в прошлых экспедициях и попробовать что сможет она на такой почве.