Очередной выезд к месту крушения самолета состоялся на минувших выходных: 2 дня Вологодские поисковики совместно с Бабаевскими коллегами провели на болоте, пытаясь докопаться до истины в прямом и переносном смысле этого слова.
В ночь с 8 на 9 февраля, загрузив все необходимое в прицеп, мы на двух автомобилях выдвинулись в направлении деревни Торопово Бабаевского района.
Погода в этот раз нам не благоволила: несмотря на отрицательную температуру, всю ночь шел дождь, создавший на асфальте такой слой льда, которому бы позавидовал любой каток. Учитывая то, что почти половина пути содержится в зимнее время под снежным накатом, скорость движения редко превышала 70 км/ч, поэтому 320-километровый участок трассы, отделяющий Вологду от Бабаево, мы преодолели примерно за 5 часов.
Добравшись до места, мы были приятно удивлены заботой местной администрации - в конце деревни специально к нашему приезду была расчищена большая площадка, поэтому проблем с парковкой и разворотом автомобиля с прицепом в этот раз не было. Поскольку мы прибыли первыми, было решено разгрузить прицеп и пробить дорогу до воронки - сегодня нам предстояло доставить на болото тяжеленную грязевую помпу. Выгрузив квадр, я отправился на разведку :
След от дороги, проложенной нами в прошлый раз, четко читался в лесистом участке, но на открытом болоте был практически не виден - снега с момента нашей последней экспедиции выпало предостаточно, место крушения самолета вновь было скрыто природой от посторонних глаз:
На обратном пути, не доезжая 300 метров до места стоянки, утреннюю тишину леса прервал громкий щелчок, а затем хруст в районе задней левой гусеницы. Проведя беглый осмотр, я определил, что источником звука был задний наружный шрус. Предпринимать попытки ремонта в болоте по пояс в снегу не имело смысла, поэтому я потихоньку стал пробираться к месту стоянки. Запасного привода в этот раз мы с собой не взяли, отменять задуманное было неправильно и бессмысленно, поэтому было решено достать привод из редуктора и попытаться дотащить помпу на трех ведущих гусеницах. Остальные поисковики к тому моменту уже были на месте, без промедлений мы дружно приступили к работе:
Привод был снят и разобран, в наружней гранате разорвало сепаратор, внутреннюю еще предстоит вскрыть. Во время ремонта большая часть отряда отправилась на болото, взяв с собой лопаты и бензопилу - им предстояло расчистить площадку и пропилить майну, к моменту прибытия помпы на место. После сборки квадроцикла, мы приступили к монтажу лыж, сваренных Бабаевскими поисковиками специально для этой экспедиции:
Прицепив помпу к квадру с помощью двух шаклов, мы попытались начать движение, но это оказалось непростой задачей - в мокром глубоком снегу исправный квадроцикл и без прикрепленного груза передвигается достаточно тяжело, у нас же остались ведущими лишь 3 гусеницы, плюсом ко всему тяжеленная помпа крайне неохотно продвигалась по снегу. Пришлось брать разгон с расчищенного участка и на скорости влетать на заснеженное поле. Квадроцикл ревел на максимальных оборотах, поднимая фонтаны мокрого снега из-под гусениц, тем не менее медленно, но верно, продвигался вглубь болота.
В лесистом участке (неподалеку от места, где нами был найдены останки летчика, прихороненого деревенскими жителями ) правую лыжу загнуло, то ли пнем, то ли поваленным деревом, превратив ее в плуг. Помпа, которая и до этого не особо охотно передвигалась по снегу, стала попросту зарываться правой стороной, нагребая перед собой горы слежавшегося снега:
Усилия лебедки не хватало, чтобы сдвинуть с места эту гору металла и снега, и лишь подоспевшие члены нашего отряда, шедшие следом, смогли помочь квадру сдвинутся с места. Радость была недолгой - буквально через несколько метров сцепка из двух механизмов, не раз выручавших нас в экспедициях, вновь погрузилась в снег. Манера передвижения до боли напомнила мне Весеннюю Поисковую Экспедицию 2011, а точнее 12-часовой марафон по преодолению квадром с прицепом участка пути длиной 17 км: День третий - дорога на Кондую (Часть 1)
Описывать процесс вызволения техники из снежного плена, думаю, не стоит - я бы не пожелал никому из читателей оказаться в такой ситуации. В итоге всеми правдами и неправдами мы все-таки смогли вытолкать сцепку на более-менее ровное место, где квадроцикл сумел набрать достаточную скорость, чтобы проскочить 2 проблемных участка, которые отделяли нас от выезда на открытое болото:
Дальнейший путь не представил особых затруднений, и через некоторое время мы прибыли к воронке :
Работа к моменту нашего приезда уже кипела : снег был расчищен, майна пропилена, начали попадаться первые за эту экспедицию находки:
Отцепив помпу, я отправился за последней группой поисковиков и за необходимыми для работы помпы рукавами. Трубу для сброса воды пришлось тащить к месту стоянки волоком, для доставки в лес мы так же привязали ее к саням :
Лесистый участок мы прошли быстрее, чем с помпой, но не без приключений:
Нашего прибытия все ждали с нетерпением, всем хотелось побыстрее увидеть возможна ли в принципе откачка воды из болота или же затея эта не имеет смысла.
После непродолжительного "колдовства", несколько раз чихнув, старенькая помпа бодро заработала:
После очистки сточной трубы от снега, набившегося в нее при транспортировке, вода стала уходить, а уровень болотной жижи в майне - заметно падать :
Мох был настолько плотный, что на нем без проблем могло стоять несколько человек, но протыкая его багром чувствовалось, что внизу есть пустоты. Задачей сегодняшнего дня было по максимуму убрать мох и остатки деревянного настила, чтобы на следующий день водолаз смог погрузится на нужную глубину. Вросшие в болото бревна очень хорошо выдергивались лебедкой :
Мелкие фрагменты фюзеляжа попадались постоянно, но номерных деталей так и не было...
Быстро стемнело, работы пришлось вести при свете фар:
Помимо темноты стало заметно холодать, одежда у всех была насквозь сырая, было решено выбираться в сторону деревни. Во время вывоза первой партии людей на табло сначала стал мигать значок 4х4, а затем и вовсе погас. В итоге квадроцикл героически вывозил оставшихся поисковиков на единственной оставшейся ведущей задней правой гусенице. Далось это ему ох как не легко, но тем не менее поставленная задача была выполнена. По традиции нас радушно приняла местная администрация, накормив горячим ужином и предоставив спальные места.
На следующий день после раннего подъема мы вновь отправились к месту крушения. Поскольку нам предстоял долгий путь домой, было решено не тратить время на ремонт электрики квадроцикла - прибыв на место стоянки, мы без промедления отправились на болото пешком. Помпа, как мы не старались, в этот день так и не завелась, поэтому расчистка дна майны была продолжена с помощью багров. По мере углубления стали попадаться интересные находки :
Ремни и пряжка, судя по всему, служили элементами системы крепления пилота к креслу, что говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.
Параллельно с очисткой майны, полным ходом шла подготовка к главному событию сегодняшнего дня - погружению водолаза в пучину болота. Ощущение некоторой нервозности витало в воздухе - несмотря на огромный опыт нашего дайвера, таких погружений в его практике еще не было, да что там говорить, в водолазном сообществе, судя по публикациям в интернете, вообще скептически оценивают осуществимость данного мероприятия,.
Плотность среды (она скорее похожа на жидкую грязь, чем на воду), в которую предстояло погрузиться, гораздо выше плотности воды, поэтому на водолаза необходимо одеть дополнительные грузы. Итак, все готово к погружению !
Трясина сильно засасывает водолаза, чтобы вытащить его необходимо 5-7 человек, самостоятельно всплыть нереально.
Дыхание сильно осложнено, видимость нулевая. Тем не менее помимо мелких обломков удалось нащупать и обвязать веревкой большой фрагмент самолета. Сдвинуть с места, а тем более достать его нам не удалось - необходимо расширять майну и ставить над ней треногу с талью.
После трех погружений, стало ясно, что без расширения майны дальнейшие работы ощутимых результатов не принесут. Часы показывали начало четвертого, пора было собираться в дорогу - нам предстоял неблизкий путь домой, хотя бы половину которого нам хотелось проделать по светлоте. Помимо всего прочего, поскольку техника в сегодняшнем работе не участвовала - сани с оборудованием пришлось тащить людской упряжкой:
Краткие итоги выезда:
- Прогресс налицо, удалось на практике осуществить задуманное.
- Водолазные погружения в болото возможны, соответственно дальнейшая работа будет нацелена на то, чтобы создать водолазу максимально комфортные условия для работы: по максимуму очистить с помощью багров и помпы район погружения от мха и взвешенной болотной жижи, а так же продолжить углубление путем размывания грунта второй помпой;
- Местный житель, приехавший к месту нашей работы на лыжах, дядя которого был очевидцем той трагедии, сказал, что мы на верном пути, именно тут была воронка от самолета, экипаж которого военные не смогли извлечь. Будем надеяться он не ошибся.