Когда командир нашего отряда предложил встретить 23 февраля на болоте, возражений не последовало. Более того, двое наших друзей из Москвы проделали 800 километровый путь, чтобы провести праздник не на даче с шашлыками, а размахивая лопатой и багром по колено в болотной жиже.
Сказано-сделано: в пятницу вечером в прицеп загружен квадроцикл с необходимым оборудованием, уже по сложившейся традиции выезд в 4 утра:
Из Вологды, помимо нас, выехал экипаж количестве 4-х человек с болотоходом "Лесник", из Тихвина в сторону д.Торопово этой же ночью выдвинулись двое энтузиастов с вездеходом "Мангуст":
Без проблем добравшись до места и дождавшись товарищей из Бабаевского клуба 4х4, которые так же предложили нам свою помощь, мы отправились в направлении воронки:
Погода в этот раз радовала - пожалуй, это был первый день на болоте, когда из-за облаков пробивалось солнце. Работа шла полным ходом, каждый был занят своим делом: кто-то собирал треногу и пилил майну, кто-то ставил палатку и топил в ней печь, кто-то заготавливал дрова, кто-то кашеварил, кто-то расчищал площадку для лагеря, кто-то копал водоотводные канавы, а кто-то занимался оживлением помпы - работы хватало для всех:
Техники в этот раз было в избытке и она сильно облегчила нам жизнь: вездеходы со снегоходом взяли на себя грузопассажирские перевозки:
Квадрик непринужденно двигал отвалом неподъемные кучи снега и льда, а так же болотную жижу, выкопанную из майны:
Как только уровень воды в майне упал, к работе приступили с удвоенной силой:
Первой значимым найденным предметом была табличка с номером, вставшая поперек рукава, тем самым сделав на некоторое время невозможной работу помпы:
Затем находки, которые подтвердили нам, что экспедиция эта была начата не напрасно: фрагмент черепа пилота:
Обломок ложки одного из пилотов:
Водолаз в первый день работал со "стейджем" и без грузов - балон не был закреплен на нем, что давало определенную свободу действий при погружении:
Находки не заставили себя долго ждать: в скором времени из недр болота были извлечены масляный и жидкостный радиаторы двигателя:
Чем дальше мы углублялись, тем больше обломков самолета появлялось на поверхности:
Даже по патронам можно понять, какой силы был удар:
Ящик для пулементой ленты от ШКАСа (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный):
Номерная табличка с бензобака:
Параллельно с подъемом относительно небольших запчастей, мы продолжали тянуть из пучины какую-то неподъемную часть самолета, под весом которой начала прогибаться тренога, а 2-тонная таль отказывалась работать. Два троса, которыми была зацеплена деталь, натянулись, как струны на гитаре, тренога трещала, но все было тщетно - железо практически не двигалось:
Первый день подошел к концу, выбирались мы к месту стоянки, как обычно в полной темноте. Добираться до деревни я решил своим ходом, чтобы не возиться с погрузкой квадроцикла в прицеп. Лучше бы мы потратили 20 минут на это...
Далее события развивались как в кинофильме : не доезжая до деревни метров 500, ровно посередине моста через реку, у квадроцикла на скорости 50 км/ч с корнем отрывает правую переднюю гусеницу, квадр ставит поперек дороги, и, не смотря на нажатый до отказа тормоз, останавливает его только ограда моста. Как выяснилось позже, у ступицы обломило одно из посадочных ушей, остальные шпильки просто срезало:
Как итог - квадроцикл на трех гусеницах мы все таки загрузили в прицеп, никто не пострадал, хорошо, что скорость была не очень большая, а ограда моста - очень крепкая.
В администрации нас, по уже сложившейся хорошей традиции, ждал теплый прием и горячий ужин.
Утром следующего дня мы увидели вот такую картину :
Майна не только полностью заполнилась, но и вышла из своих берегов, затопив все в округе.
Причиной тому стала вода, откачанная помпой за вчерашний день. Определив направление течения близлежащего ручья, мы приняли решение переместить помпу на другой край воронки и прокопать водоотводную канаву до самого ручья, вниз по его течению. При удачном раскладе, вся выкачанная грязь должна уходить с водой ручья - благо подо льдом течение присутствует.
После переезда, помпа, чуть-чуть покапризничав, вновь заработала и грязевые реки по прокопанным каналам устремились вглубь леса:
У майны тем временем полным ходом шла подготовка к погружению:
Размывочная помпа уже вовсю работала, и мы, закрепив на жилете водолаза 2 страховочных веревки, приступили к работе:
Размыв шел в основном под крупной деталью, зацепленной 2 тросами и уходящей вертикально вниз. По словам водолаза, количество металла растет с каждым сантиметром погружения, деталь же заметно увеличивается, но на ощупь понять, что это не представляется возможным.
Помимо обломков фюзеляжа так же попадались попадались элементы вооружения самолета:
Судя по находкам можно предположить, что самолет при падении завалился на бок, войдя в болото сначала крылом, это объясняет дикий перемес частей от кабины и части крыла, к которой крепился двигатель. Хотя, нередко при вертикальном пикировании крылья от удара складывает в направлении кабины, что дает такой же результат.
Остаток дня мы провели раскачивая и вытягивая элемент самолета, так неохотно покидающий свое пристанище ,в котором он провел последние 70 лет :
К концу дня мы достигли немалых успехов, не смотря на то, что деталь нам так и не поддалась:
если к началу работ ее вершина практически не была видна (учитывая тот факт, что уровень болота в майне за счет работы помпы упал почти на 2 метра), то перед нашим отъездом фрагмент самолета оказался надо льдом. Таль было решено оставить на треноге под нагрузкой, чтобы в наше отсутствие болото вновь не поглотило деталь.