По следам авиакатастрофы 1943 года. Часть 13.

"Портсигар ! Подписной ! Попов Иван Георгиевич !". Работа на несколько минут прекратилась - все мы замерли над находкой, извлеченной водолазом из глубины болота:


Когда эйфория поутихла, кто-то озвучил мысль, крутившуюся в головах у всех нас: "Ивана Георгиевича нет в списке экипажа "нашего" самолета, по документам он летел во втором разбившемся ПЕ-2, был вывезен военными с болота и похоронен неподалеку от Бабаево...".

Но обо всем по порядку. 1 марта 2014 года нами был совершен крайний зимний выезд в этом году к месту крушения. В ночь с пятницы на субботу мы прибыли в Бабаево и, загрузив необходимое оборудование в пожарной части, отправились в Торопово на ночлег.




Плотно позавтракав, отправляемся на работу:




Первостепенной задачей было убрать двигатель, висевший с прошлого выезда прямо над майной:



Ввиду достаточно теплой погоды, корка льда образовалась слишком тонкая, чтобы тащить двигатель прямо по ней. В связи с этим было решено вытаскивать движок с помощью пены, которая накануне специально для этого была привезена в Бабаево и модернизирована:


Постепенно отпуская таль и вытягивая двигатель в сторону твердой поверхности, под аккомпанемент из треска льда и крепких ругательств (в какой-то момент казалось, что лед вот-вот проломится и придется начинать все сначала), нам удалось эвакуировать сердце боевой машины с места работ. Сразу начались поиски номера двигателя и сравнение найденных цифр с данными из архива. Появились первые сомнения - ни один из номеров не сходился.


Обсудив возможные варианты несовпадения номеров, мы приступили к работе:







Водолазные работы в этот раз мы вели по новой схеме: все предметы найденные на дне майны, складывались в большое пластиковое ведро, которое после наполнения передавалось на поверхность для тщательной переборки. Это позволило поднять большое количество мелких фрагментов останков и находку, с которой и началось повествование:


Именной портсигар старшины Попова Ивана Георгиевича:




Череда несовпадений продолжалась. Судя по архивным данным Иван Георгиевич летел в другом самолете под управлением младшего лейтенанта Скопцова:




Обсуждались различные варианты, как портсигар мог попасть в этот самолет, но ни один не был принят единогласно: подписные подарочные вещи не дарят, не проигрываю в карты, они, как правило, сопровождают своего владельца всю жизнь. Лишь два варианта кажутся нам более-менее правдоподобными: 1) Иван Георгиевич по какой-то причине поменялся местами с техником Турчановским 2) Экипажи самолетов были полностью перепутаны при составлении отчетов о происшествии.Конечно, дать полную картину смогут лишь личные документы, которые до сих пор находятся на дне болота.

С этими мыслями мы закончили рабочий день и отправились на ночлег, зацепив напоследок в недрах майны какую-то округлую деталь.



Утром следующего дня, после усиленной работы талью, деталь стала постепенно появляться над поверхностью воды. Сомнений не было: на натянутом, как струна тросе, недра болота неохотно покидал один из винтов бомбардировщика:





Помня несовпадения прошлого дня, все сразу бросились осматривать винт на наличие заводских номеров:




В это время с помощью магнита удалось извлечь номерную табличку двигателя, отлетевшую от него в болото при ударе:


Номера на двигателе и на винте сходились между собой, а вот с архивными данными - нет... 
Тем временем водолазы вновь и вновь погружались в трясину в надежде извлечь летчиков, но кроме железа, к сожалению, достать ничего не удалось:











Так закончился последний в 2014 году зимний выезд на болото. Неразбериха с номерами добавила вопросов, которых и так было не мало.Но работать при этом стало еще интереснее: своими руками мы можем пролить свет на еще одно темное пятно в истории Великой Отечественной войны. Ведь неважно, летчики какого именно самолета ждут, пока мы поднимем их, а важно то, что они до сих пор неупокоены, не смотря на факт, что война закончилась почти 70 лет назад...

Читать далее...